13 апреля учащиеся 11 классов общеобразовательных организаций Чеченской Республики выполняли диагностические работы по математике профильного уровня.
Диагностическая работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий: часть 1 содержит 8 заданий (задания 1–8) с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби; часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби и 7 заданий с развернутым ответом (полная запись решения с обоснованием выполненных действий).
Задания части 1 направлены на проверку освоения базовых умений и практических навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях.
Посредством заданий части 2 осуществляется проверка освоения математики на профильном уровне, необходимом для применения математики в профессиональной деятельности и на творческом уровне.
Проверка выполнения заданий с развернутыми будет проводится экспертами предметной комиссии Чеченской Республики, на основе разработанной системы критериев оценивания.
Учащиеся 6 и 8 классов из 21 общеобразовательной организации Чеченской Республики и 9 классов федеральных общеобразовательных организаций, расположенных на территории республики приняли участие в Национальном исследовании качества образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Основная цель исследования, проводимого Рособрнадзором, – выявить уровень подготовки школьников по ОБЖ, в том числе, уровень культуры безопасного поведения в быту и в различных жизненных ситуациях.
Учащиеся 6 классов в рамках НИКО заполнили расширенную анкету, в которую включены и вопросы с выбором вариантов поведения в тех или иных жизненных ситуациях.
Восьмиклассники общеобразовательных школ и девятиклассники кадетских школ написали диагностические работы и прошли анкетирование. Задания были составлены с учетом федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по предмету ОБЖ, рекомендаций Министерства по чрезвычайным ситуациям и Национального антитеррористического комитета.
НИКО по ОБЖ направлено на выявление уровня знаний основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, навыков соблюдения мер безопасности и правил поведения в чрезвычайных ситуациях, умения предвидеть возникновение опасных ситуаций и т.п.
В прошлом номере «Хьехархо» в статье «ФГОС: требования, цели и задачи» был упомянут педагогический эксперимент, который на базе школ Гудермесского района ЧР проводит Центр оценки качества образования. Более подробно рассказать об идее возникновения, содержании и методах осуществления региональной системы учительского роста мы попросили директора ЦОКО Шахруди Бечиева.
– В конце 2015 года Президент РФ В.Путин дал поручение правительству разработать новую национальную систему учительского роста (НСУР), которая бы позволила учителю в процессе его педагогической деятельности постоянно повышать свой профессиональный уровень. В рамках этого поручения в апреле-мае 2016 года Минобразования РФ провело Всероссийское исследование компетентности учителей русского языка и математики, в котором приняли участие и учителя школ республики. Результаты исследования показали наличие существенных проблем в области предметной подготовки наших учителей: учителя русского языка смогли выполнить предложенные задания только на 38%, а учителя математики всего на 32%.
Исходя из анализа этого и проведенных ранее других исследований – ЕГЭ для учителей, исследования уровня предметной компетенции учителей начальной школы, осознавая актуальность проблемы, нашим центром была разработана региональная система учительского роста (РСУР). Под нее программно-техническим отделом ЦОКО была написана программа, без которой невозможно было бы техническое осуществление столь масштабного проекта.
Выбрав основным моментом приложения сил предметную составляющую компетенции учителя, мы начали эту работу с учителями русского языка и математики всех школ Гудермесского района. Прежде чем внедрять проект во всей республике, на примере одного района мы хотели апробировать все наши наработки, проверить мотивационные механизмы, порядок проведения. В основе этого проекта лежит идея непрерывного профессионального роста учителя в трех составляющих предметно-методической компетентности: знание предмета, владение методикой преподавания предмета, знание психологии и возрастной физиологии школьника.
Любая работа строится на каком-то основополагающем принципе, в нашем эксперименте мы исходили из принципа посильности, системности и последовательности. Посильность подразумевает, что каждый учитель выберет ту точку, с которой он начнет обучение, и темп движения его профессионального роста будет индивидуальным.
Системность и последовательность реализуются в том, что никто не переходит в следующий этап, пока полностью не сформировано знание предыдущего этапа.
Все содержание предмета разбито на определенные крупные блоки – осваиваешь текущий блок, переходишь к следующему, не осваиваешь, работаешь до тех пор, пока не сможешь выполнить задания текущего блока. Внутри каждого крупного блока есть разделы, которые, в свою очередь, разбиты на еще более мелкие темы. Каждой теме соответствует одно или несколько заданий диагностической работы. Например, один из крупных блоков в русском языке, который мы диагностировали у учителей, назывался «Орфография».
ЦОКО разработал материалы по этому разделу и провел диагностику всех учителей русского языка. Полученный после диагностики материал был проанализирован таким образом, что было сразу видно, что у определенного учителя проблема не просто в каком-то разделе орфографии, а именно, например, в правописании «не» слитно или раздельно с местоимениями. Результаты диагностики заносятся в Лист предметных достижений, который выдается на руки каждому учителю. В этом листе подробно расписано, что в разделе «Орфография» учитель знает на высоком уровне (обозначается зеленым цветом), какие темы знает на допустимом уровне (желтым цветом), а в каких темах у учителя пробелы в знании (выделяется красным цветом). Таким образом, по данным этого анализа учитель получает возможность адресно и очень детально работать над актуализацией тех знаний, которые у него недостаточны. По темам, с решением которых учителя испытывают наибольшие сложности, организуется экспертное сопровождение учителей преподавателями ЧГПУ, лучшими учителями школ региона, специалистами ЦОКО.
Примерно через месяц проводится вторая диагностика. Те учителя, у которых были какие-то затруднения по материалам раздела, повторно выполняют диагностическую работу по этому же разделу. Те же, кто выполнил работу успешно, переходят к следующему разделу, например, «Пунктуация». Надо заметить, что для каждой диагностики, а она проводится каждый месяц, составляются новые проверочные материалы. Результаты всех диагностических исследований заносятся в Лист предметных достижений педагога, чтобы можно было видеть не только текущие результаты, но и динамику предметной компетентности.
Хотим обратить внимание на то, что это исследование анонимное, все участники зашифрованы, никто, кроме специалистов ЦОКО и самого педагога, не знает о результатах исследования, т.е. здесь никому не придется краснеть или стыдиться за какие-то свои промахи или ошибки.
Проект реализуется уже пять месяцев, в ходе проекта вносятся некоторые изменения в регламенты, совершенствуются диагностические материалы, формы подготовки и самоподготовки учителей – все это призвано улучшить проект, сделать его более привлекательным для участников, повысить результативность.
В следующем номере читателю будут представлены промежуточные результаты эксперимента РСУР в школах Гудермесского района.
4 апреля стартовал третий срез знаний в рамках проекта «Я сдам ЕГЭ!». Учащиеся выпускных классов образовательных организаций республики выполняют диагностическую работу по русскому языку.
Каждый вариант диагностической работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Контрольно-измерительные материалы диагностики полностью повторяют структуру КИМ ЕГЭ.
Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом. В диагностической работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: задания открытого типа с записью самостоятельно сформулированного правильного ответа; задания с выбором и записью одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов. Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Желаем успехов нашим выпускникам на диагностике и на ЕГЭ!
3 апреля прошло очередное тестирование учителей математики Гудермесского муниципального района в рамках апробации элементов Региональной системы учительского роста.
Учителя математики общеобразовательных организаций Гудермесского муниципального района выполняли задания из разделов "Алгебра", "Геометрия", "Уравнения и неравенства" и раздел – "Элементы, комбинаторики, статистики и теории вероятностей, функции, начало математического анализа". Таким образом группа учителей, выполнявшая задания из раздела "Уравнения и неравенства" полностью прошла процедуру диагностических работ и будет готовиться к итоговой работе.
В рамках реализации работ по проекту «Организация и проведение мероприятий по оценке качества образования в Российской Федерации в 2017 году» Рособрнадзор совместно с Акционерным обществом «Издательство «Просвещение» 11 и 13 апреля 2017 года проводит Национальное исследование качества образования (НИКО) по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Участниками исследования станут обучающиеся 6, 8 и 9 классов.
Для проведения НИКО в Чеченской Республике сформирована представительная выборка из числа образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в которую вошли 21 муниципальная ОО республики и 3 федеральные ОО, расположенные на территории республики.
Исследование НИКО проводится в целях развития единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствования единой системы оценки качества образования.
Результаты исследований могут быть использованы ОО, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития.
Не предусмотрено использование результатов указанных исследований для оценки деятельности ОО, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Чеченской Республики №399-п от 24.03.2017г. «О проведении НИКО в ЧР в 2017 году» ответственным региональным координатором проведения исследования является Центр оценки качества образования.
Расписание проведения диагностических работ в рамках третьего среза знаний проекта «Я сдам ЕГЭ!» изменено. Перенесена дата проведения экзаменов по Английскому языку, Биологии и Физике в связи с проведением 19 марта ВПР в 11 класса. Представляем вашему вниманию обновленное расписание.