Центр оценки качества образования

Министерство образования и науки Чеченской Республики

2023

3168065s 96011111

 

Интервью с директором

Добрый день, Шахруди Шагидович! Спасибо за встречу и возможность общения. В начале нашего разговора Вы, может быть, коротко расскажете о том, как трудовая биография привела Вас на работу в Центр оценки качества образования?

 

Ш.Ш.: Здравствуйте. Педагогическую деятельность я начал в 1994 году, после окончания Курганского государственного педагогического института. За прошедшие с тех пор 20 лет успел поработать учителем и завучем в школе, преподавателем в колледже, проректором в вузе. И вот с недавнего времени работаю в Центре оценки качества образования.

Ваша организация создана, как вы сказали, недавно. Чем была определена необходимость её создания?
Ш.Ш.: В образовательной сфере России, в каких-то регионах раньше или позже, но везде, начала проявляться следующая тенденция: основной аспект государственной политики в области образования стал смещаться в сторону обеспечения его (образования) качества. Эта тенденция отражается в законодательных и нормативных актах, в реализуемых государством комплексных программах развития образования.
Так, в новом законе «Об образовании» впервые сформулировано понятие «качество образования». Особое внимание обеспечению качества образования уделено в федеральных и региональных программах развития образования.
Так вот, проявлением понимания Правительством Чеченской Республики и нашим учредителем – Министерством образования и науки ЧР, важности качественного, отвечающего потребностям 21 века, образования и стало создание нашего Центра.

Шахруди Шагидович, расскажите, пожалуйста, о том, какие цели поставлены перед Центром оценки качества образования?
Ш.Ш.: Основными целями деятельности Центра являются формирование и развитие республиканской системы оценки качества образования и обеспечение контроля над соответствием уровня и качества обучения и воспитания. Указанные цели детализуются, конкретизируются при реализации тех или иных проектов, но в общем виде могут быть сформулированы так.

Цели, поставленные перед вашей организацией, ее миссия предполагает наличие высококвалифицированных специалистов, способных их реализовать. Как Вы подходите к решению кадровых вопросов?
Ш.Ш.: Спасибо за вопрос. Действительно, задачи, которые перед нами поставлены, способны решать только подготовленные эксперты в области образования. 
Вопросы квалификации кадров мы решаем двумя основными способами. Первый способ – отбор из числа кандидатов наиболее подготовленных работников. С этой целью нами совместно с Министерством образования и науки Чеченской Республики был проведен профессиональный конкурс. Для обеспечения прозрачности условий участия в нем, на сайте Министерства были размещены профессиональные требования к кандидатам, критерии оценки, вопросы собеседования. В состав конкурсной комиссии вошли наиболее подготовленные специалисты образовательного сообщества республики. Описанный способ найма сотрудников позволил нам выделить из числа конкурсантов лиц, в наибольшей степени подготовленных к решению задач оценки качества образования, - победителей и лауреатов различных республиканских и федеральных конкурсов педагогического мастерства, опытных педагогов, имеющих большой стаж практической работы в системе образования.
Второй способ – непрерывная внутренняя программа самоподготовки сотрудников Центра. В рамках этого направления каждый сотрудник занимается по индивидуальной программе профессионального самосовершенствования. 
Надеемся, что в совокупности указанные усилия позволят нам подготовить грамотных специалистов, реальных экспертов в области образования.

Позволяют ли Вам имеющиеся материально-технические условия в должной мере осуществлять вашу деятельность?
Ш.Ш.: Да, конечно. Мы благодарны руководству республики, министру образования и науки ЧР Исмаилу Баутдиновичу Байханову за деятельное участие в материально-техническом обеспечении. Благодаря постоянной помощи и заботе учредителя Центр имеет все необходимые материальные, технические, организационно-технические ресурсы для полноценной работы. Особая благодарность – за капитально отремонтированное, практически заново отстроенное, просторное помещение Центра.

Шахруди Шагидович, Центр существуют полгода, понятно, что Вы находитесь на этапе становления, но, может быть, есть какие-то уже осуществленные вами проекты?
Ш.Ш.: Это правда. То, чем занимается Центр - это деятельность, связанная с оцениванием, то есть экспертная работа, требующая высокого уровня квалификации, знаний, умений. Поэтому все это время мы активно занимаемся изучением имеющегося в стране и мире передового опыта в области педагогических измерений, мониторинга учебной деятельности. 
При этом, конечно, в рамках региональной системы управления образованием, согласно поручению Министерства образования и науки ЧР, проводим оценочные мероприятия. Так, в начале октября мы реализовали масштабный проект «Оценка готовности первоклассников к обучению в школе». В исследовании приняло участие 29720 первоклассников. Анализ материалов исследования показывает нам стартовый уровень их готовности к школе, выявляет сильные и слабые стороны каждого ученика, что, в свою очередь, позволит выстроить для них индивидуальную траекторию обучения.
Кроме того, сейчас в Чеченской Республике проводится организованный Рособрнадзором мониторинг качества математического образования. На территории региона проект реализуем, опять же, мы.
Одновременно с этим, мы обеспечиваем реализацию в Чеченской Республике социологического исследования педагогических работников, проводимого Министерством образования и науки РФ. Есть и еще несколько проектов, так что график работы очень плотный. Надеемся, что справимся с задачами, приложим для этого все силы.

Выше Вы говорили, что активно изучаете опыт других регионов, центров оценки качества. Скажите, Вам уже видны основные тренды, прослеживающиеся в области педагогической квалиметрии в России?
Ш.Ш.: Да, основные тренды прослеживаются достаточно хорошо.
Первым трендом я бы назвал стремление разграничить функции оценки и контроля в области педагогических измерений. То есть, педагогическое сообщество ясно осознает факт того, что оценкой уровня учебных достижений ученика или квалификации учителя должна заниматься экспертная организация, а осуществлять функции управления в образовании должны органы региональной и местной власти. Эти функции должны быть разделены.
Второй тренд, который прослеживается, - это усиление технологичности процедур оценки образования. Шагая в ногу со временем, а иногда и опережая его, педагогическое экспертное сообщество стремится реализовать все те преимущества, что дают современные информационные технологии. Их применение позволяет сократить временные затраты на обработку результатов мониторингов, повышает объективность исследований.
Третий тренд – это стремление перевести педагогическую оценку, как вы и обра-тили внимание в самом вопросе, на методы квалиметрии, т.е. на методы количественной оценки результатов. 

В завершении нашего разговора прошу Вас дать оценку перспектив развития чеченского образования в ближайшем будущем? Каким оно будет?
Ш.Ш.: Отвечая на Ваш вопрос скажу: чеченское образование будет одним из лучших в стране. Моя уверенность в этом проистекает из внутренней логики развития событий в регионе.
Смотрите, из разрушенной войной республики, благодаря титаническим усилиям Первого Президента, действующего Главы республики Р.А. Кадырова мы стали одним из самых социально обустроенных регионов России. Если мы все вместе смогли остановить войну, восстановить города и сёла, больницы, школы и дороги, неужели мы не сможем восстановить уровень обучения в каждой школе? Сможем, потому как провести хороший урок, подготовить грамотного педагога – это сложно, но далеко не так сложно, как все вышеперечисленное.

 

ИСТОЧНИК: http://mon95.ru/press/news/glavnye-novosti/3872-intervyu-s-direktorom-respublikanskogo-tsentra-otsenki-kachestva-obrazovaniya-sh-sh-bechievym

У Вас недостаточно прав для комментирования