Cеминар на тему: Результаты общероссийского исследования эффективных условий адаптации молодых педагогов

17 июня 2015 года в Министерстве образования и науки Чеченской Республики состоялся семинар на тему: «Результаты общероссийского исследования эффективных условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов и обсуждение механизма распространения данных условий». Данное исследование проводилось специалистами Центра оценки качества образования республики.

ZK4A3842

С приветственным словом к участникам семинара выступил министр образования и науки Исмаил Байханов, пожелав эффективной и плодотворной работы. Далее были рассмотрены актуальные вопросы государственной политики в решении задач адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов.

Заместитель министра Абдурахман Каимов в своём выступлении высказал тревогу о состоянии системы общего образования республики. Учительство стареет, 33% педагогического состава школ – пенсионеры, приток свежих и молодых педагогических сил просто необходим для нормального функционирования системы. Проведённые меры, такие как повышение заработной платы молодым специалистам на 30%, определённые социальные льготы для молодых учителей в отдельных муниципальных образованиях являются необходимыми, но недостаточными в современных условиях. И хотя средняя заработная плата в системе образования доведена до 22 тыс. рублей в месяц - проблемы остаются.

Работа учителя – это непростой труд, связанный с физическими и эмоциональными перегрузками, и не каждый молодой педагог способен адаптироваться к такому напряжению без помощи опытных коллег и администрации образовательных организаций.

Результаты ЕГЭ-2015 требуют многих изменений и труда, чтобы поднять общее образования в республике на новый уровень. Это должно стать общей задачей всего учительского коллектива республики – и молодых, и опытных профессионалов.

ZK4A3898

С докладом «Результаты исследования динамики профессионального интереса молодых педагогов в зависимости от стажа, особенностей образовательной организации, муниципальной и региональной системы и политики в области образования» выступил Ахмад Амаев, начальник информационно-аналитического отдела ГБУ ЦОКО. Докладчик представил результаты исследования в сравнительном анализе данных по Чеченской Республике и в целом по стране.

Согласно полученным данным молодые учителя со стажем от 0 до 3 лет больше акцентируют внимание на преподавании и взаимодействии с детьми. Освоение предметной области отходит на второй план. Первые годы являются принципиальным периодом становления для вхождения в профессию.

ZK4A3916

Далее с докладом «Результаты исследования по выявлению факторов профессиональной деятельности, способствующих привлекательности профессии и перспективам профессиональной динамики и карьерного роста» выступил Ислам Макаев, главный специалист отдела оценки качества образования ГБУ ЦОКО. Данные по региону также сравнивались с данными, полученными по всей стране.

Данные по Чеченской Республике имеют структуру с преобладанием внутренних, а не внешних характеристик деятельности: на первом месте – интересная, разнообразная работа (60,98%), далее – уважение со стороны детей (57,56%), третье место занимает уважение со стороны коллег (46,34%). Заработная плата располагается на последнем месте (13,17%).

Среди форм поддержки, воспринятых респондентами, есть пять, оказавшихся наиболее значимыми. Это – обсуждение с администрацией состояния дел в первый год работы (87,5%), возможность по всем вопросам обращаться к своему наставнику (87,4%), возможность вместе с наставником проектировать, обсуждать (85,7%) и посещать уроки своего наставника (83%), участвовать в процедурах оценки своей педагогической деятельности (73,4%).

С докладом «Результаты исследования динамики и структуры профессиональных компетенций молодых педагогов по сферам деятельности» выступил Артур Джумаев, заместитель директора ГБУ ЦОКО, выделив ключевые профессиональные дефициты молодых педагогов - времени, опыта в работе с детьми и собственного участия в деятельностях разного вида.

ZK4A3932

Метапредметные умения являются, по мнению опрашиваемых, самыми сложными и непонятными. Все респонденты более высоко оценивают свое владение предметными умениями и умениями в области воспитания.

Обнаружена следующая тенденция – молодые педагоги, более низко оценивающие свое профессиональное самочувствие, более высоко оценивают свое владение профессиональными умениями (предметными, метапредметыми, в области воспитания). Возможно, это связано с критичностью по отношению к себе, возможно – со сложностью и непонятностью оценивания владения умениями – поиск ответов на данный вопрос может стать предметом дальнейших исследований.

С докладом «Результаты исследования по выявлению условий, необходимых и достаточных для успешной адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов» выступила Айшат Нагамерзаева, начальник отдела государственной регламентации образовательной деятельности ГБУ ЦОКО.

В опросе участвовали руководители образовательных организаций. Большинство директоров в качестве направлений профессионального развития молодых педагогов, которые они считают необходимым поддерживать, отмечают повышение квалификации в области учебного предмета, технологий и форм организации обучения (77,01%).

В качестве основных форм профессионального развития, для которых директора создают условия, выделены - совершенствование мастерства в предметной области (64,36%) и повышение квалификационной категории (42,9%).

ZK4A3944

Интересным показалось выступление Адлана Муциева, главного специалиста отдела оценки качества образования ГБУ ЦОКО, с темой доклада «Формы и содержание подготовки молодых педагогов в соответствии с ожиданиями работодателя и современными трендами развития образования».

Докладчик детально остановился на трёх типах рассогласований, установленных в ходе исследования: между формами, разворачиваемыми для профессионализации молодых педагогов и содержанием, обусловленным современными вызовами и трендами; между представлениями (мнением) директоров школ и сотрудников органов управления образования разных уровней относительно эффективности средств профессионального развития молодых педагогов; между потребностями самих молодых педагогов в области профессионализации и предлагаемыми ими формами работы.

         Ректор ЧИПКРО, кандидат исторических наук и заслуженный учитель ЧР, Ганга Эльмурзаева отметила в своём выступлении важность настоящей работы по исследованию процессов адаптации молодых педагогов.

«Особенно похвастать нам в этом вопросе нечем, - отметила докладчик, - внимание к вопросам молодых специалистов со стороны директорского корпуса ослаблено, работа учебно-методических кабинетов находится на низком уровне».

Работу с молодыми специалистами по повышению их квалификации можно начинать сразу после окончания педагогического вуза, т.к. знание предмета находится на недостаточном для плодотворной работы уровне, отсутствует необходимый стаж работы. Программы вузов педагогического образования не рассчитаны на обучение студентов положениям ФГОС, не содержат те реформы, которые присутствуют сегодня в современном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов также не ведётся на должном уровне.

Прирост молодых кадров в школы за прошлый учебный год составил по республике 20-30%. А чем отвечают руководители? Молодой педагог с порога получает в классное руководство старшие классы, две ставки и подготовку к ЕГЭ. И это в первый год работы! Кто же не сбежит от «такого особого внимания»!

Институтом повышения квалификации в настоящее время разрабатывается специальная программа для молодых специалистов, мы планируем провести практико-ориентированную конференцию с мастер-классами, где будет возможность посмотреть практические уроки опытных профессионалов и своих коллег – молодых педагогов.

Основная проблема, по мнению докладчика, - недостаток человеческого внимания молодым со стороны опытных наставников и администрации, школьных методических объединений. И, как ни печально, на сегодняшний день эта задача - не в приоритетах образовательных организаций.

О профессиональном конкурсе «Молодой педагог» выступила Хулимат Султанова, начальник отдела инновационной и национальной образовательной политики МОиН ЧР. За шесть лет существования на разных этапах конкурса приняло участие более 800 чел.

При устном собеседовании можно было узнать «поразительные факты» трудовой биографии наших молодых педагогов. Из 58 чел., принявших участие на заключительном, очном этапе 48 чел. идут в школу с хорошим настроением и ожиданием чего-то позитивного, а из школы – как хорошо, что этот день закончился! В сумме они имеют 1015 учебных часов в неделю, т.е. 32-42 часа каждый, 30 чел. имеют классное руководство, 1 чел. имеет классное руководство в двух классах: в пятом и одиннадцатом!

ZK4A3918

ZK4A3921

В работе семинара приняли участие наши гости из Северо-Осетинского государственного педагогического института. Опытом работы по адаптации и профессиональному развитию молодых педагогов поделилась Марина Зотова, руководитель Службы психологического сопровождения образования, старший преподаватель кафедры психологии вышеназванного института.

Работа должна вестись уже в вузе, считает докладчик. В вузе успешно функционирует Центр инновационных технологий с различными программами по психолого-педагогическому сопровождению молодых учителей, различные тренинги. Особой популярностью у студентов пользуется тренинг психологического общения.

Итоги работы семинара подвёл Шахруди Бечиев, директор ГБУ ЦОКО. Отметив важность проведённого исследования и представленной аналитической информации, он подчеркнул, что все выводы делались со слов респондентов, т.е. тех самых молодых специалистов, о ком сегодня шла речь, экспертных заключений и оценок не было.

Материал, представленный на семинаре, показался участникам интересным и содержательным. Проведённый анализ позволяет сделать неоднозначные выводы. Но самое главное – это общее желание не замалчивать проблемы, а стремиться работать лучше!

ZK4A3851

 

скачать архив - Материалы по семинару