Центр оценки качества образования

Министерство образования и науки Чеченской Республики

«Я сдам ЕГЭ. Обществознание». Первые итоги

2020 06 02 16 30 47 


В республике завершилась реализация крупного образовательного проекта
Какими были цели проекта? Чем была вызвана его необходимость? В чем заключается суть проекта? Об этом и многом другом нам рассказал один из его участников, Учитель года России-2018, учитель обществознания Математической школы Алихан Динаев.

Зачем?
Результаты ЕГЭ по обществознанию последних лет показали, что в преподавании этого предмета у нас есть немало проблем. Средние баллы и процент преодолевших минимальный порог были настолько низкими, что все понимали – пора принимать срочные меры. Кроме того, у нас уже был успешный опыт реализации аналогичных проектов по русскому языку, географии и другим предметам, о чем не раз рассказывал руководитель Центра оценки качества образования Шахруди Бечиев. Статистика была впечатляющей. А за этими цифрами скрывались сотни и сотни выпускников, которые смогли набрать высокие баллы и поступить на бюджетные места престижных вузов.
Второй причиной были результаты региональной системы учительского роста, которые также выявили ряд проблемных мест в подготовке педагогов. Ничего удивительного здесь нет. Наши вузы не готовят непосредственно учителей обществознания. Да и сам предмет очень сложный, причем его сложность только усиливается из-за постоянно меняющегося законодательства, изменений в экономике и политике. Да и содержание и форма ЕГЭ не стоят на месте, с каждым годом предъявляя к 11-классникам все более высокие требования.
Поэтому руководством Министерства образования и науки ЧР было принято решение запустить проект «Я сдам ЕГЭ. Обществознание».
Что?
Реализация проекта содержала пять взаимосвязанных этапов.
Предварительно все ученики, которые собирались сдавать ЕГЭ по нашему предмету, прошли входное тестирование. По его итогам была определена «группа риска» - те выпускники, которые набрали невысокие баллы и нуждались в дополнительной поддержке.
Во-вторых, на протяжении всего учебного года педагоги записывали короткие (в пределах 7-20 минут) видеоуроки по каждой теме из кодификатора. Запись происходила еженедельно. Сначала мы делали это в ЧИПКРО, впоследствии – в Кванториуме, за что выражаем коллегам большую признательность.
В-третьих, огромную роль сыграли сотрудники ЦОКО, которые выступали одновременно и операторами, и режиссерами, занимались монтажом видеороликов и их публикацией на ютуб-канале центра. И, самое главное, были республиканскими координаторами проекта. Отдельное спасибо хочу сказать начальнику информационно-аналитического отдела ЦОКО Ахмаду Амаеву, с которым мы тесно сотрудничали с первого дня работы. Наши коллеги не только составили план реализации проекта, но и приглашали учителей, готовили проверочные задания к каждой теме, загружали их на сайт центра и распространяли всю необходимую информацию по школам республики и в соцсетях.
На четвертом этапе к работе подключались районные отделы образования, которые выступали муниципальными координаторами проекта, а также его главные участники – учителя и выпускники. Каждую неделю во всех школах проводились дополнительные занятия, во время которых старшеклассники смотрели видеоуроки, разбирали их со своим педагогом, решали проверочные задания по теме и рубежные контрольные по каждому блоку.
Пятый этап – обратная связь. Результаты всех учеников каждой школы заносились в базу данных, где можно было наблюдать за прогрессом школьника или его отсутствием, что, к сожалению, иногда происходило. В таких ситуациях подключались районные отделы управления образованием, которые пытались выяснить, какие проблемы возникли у выпускника и педагога, как им можно помочь.
Кто?
В общей сложности было записано 81 видео по 82 темам курса (два видео включали в себя две смежные темы, кроме того, был проведен прямой эфир, в ходе которого автор этих строк отвечал на разнообразные вопросы выпускников). В команду педагогов вошли Яраги Изнауров (записал более 20 уроков), Омарбек Махаев, Елизавета Межидова, Олеся Дудаева, Зарема Арсакиева. Все они, откладывая свои дела, преодолевая дискомфорт от выступления на камеру, активно готовились к занятиям и вносили свой вклад в общее дело.
А как же карантин?
Карантин изменил нашу жизнь. Разумеется, он повлиял и на наш проект. Последние 15 уроков приходилось записывать из дома, ведя прямые трансляции на ютуб-канале ЦОКО. Скажу честно, это было непросто. Все мы устали от дистанционного обучения, а дополнительная нагрузка в виде 3-4 еженедельных уроков давалась тяжело. Мне было приятно, что десятки выпускников смотрели трансляции уроков онлайн, хотя мы не анонсировали их проведение. После эфира и небольшой видеообработки ролики сразу же выставлялись в открытом доступе.
Важно отметить, что изначально все уроки находились в ограниченном доступе. Участники получали ссылки на видео, а, например, выпускники из Москвы или Нальчика смотреть их не могли. После начала пандемии мы приняли решение сделать все видео открытыми и таким образом помочь всем выпускникам, оставшимся дома без привычных занятий. Замечательно, что проект оказался востребованным не только среди наших 11-классников. Судя по комментариям и сообщениям, которые присылают мне почти каждый день, уроки с большим интересом смотрят учителя и школьники по всей России.
Итоги?
Главный итог мы узнаем только после публикации результатов ЕГЭ. К сожалению, из-за пандемии коронавируса нам не удалось завершить проект так, как хотелось. Последние два месяца работы оказались скомканными, дополнительные занятия не проводились, а контролировать выполнение обучающимися домашних заданий и поддерживать их мотивацию было сложно, а иногда и невозможно.
С другой стороны, мы уже можем сказать, что проект был успешен. Почему? Вот несколько причин.
1. У нас есть полный видеокурс подготовки к ЕГЭ по обществознанию в открытом доступе для всех выпускников. Его можно использовать еще многие годы. Как? Например, ученик болеет и пропускает школу. Теперь он сможет посмотреть видео и восполнить пробелы в знаниях. Или ученик, решая задания, осознает, что не до конца разобрался с мировой торговлей. У него под рукой есть качественное видео, которое он может посмотреть в любой момент.
2. Видеокурс будет полезен и учителям, имеющим профессиональные дефициты в различных темах. Каждый ролик в сжатом виде дает всю необходимую на экзамене информацию. Педагоги могут интегрировать эти видео в свои уроки, давать соответствующие домашние задания.
3. Проект побудил руководителей районных отделов образования и директоров школ обратить особое внимание проблеме преподавания обществознания. Неслучайно именно после его начала во многих районах республики прошли курсы повышения квалификации учителей обществознания, курсы подготовки к ЕГЭ, которые проводились членами Ассоциации учителей истории и обществознания ЧР. Если в прошлые годы наш предмет часто воспринимался как второстепенный, то в этом году на него был сделан сильный акцент, что просто должно дать хороший результат.
4. Видеоуроки способствовали повышению профессионализма учителей, которые их записывали. Могу с уверенностью сказать это в отношении каждого педагога. Например, у меня прежде был большой опыт онлайн-занятий, но 34 урока в рамках проекта заставили меня мобилизовать все силы, тщательно думать над содержанием, выделять самое главное, осваивать новые программы и возможности IT-технологий.
5. «Я сдам ЕГЭ. Обществознание» – масштабный проект. Возможно, даже не имеющий аналогов в России. И опыт его реализации, его ошибки и успехи еще обязательно помогут нашей системе образования при подготовке и осуществлении еще более важных и крупных задач.

Источник: http://heharho.ru/

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить