Центр оценки качества образования

Министерство образования и науки Чеченской Республики

2023

3168065s 96011111

 

Проведено исследование читательской грамотности школьников

В России проведено международное исследование качества чтения PIRLS об особенностях читательской грамотности российских младших школьников. 

Международное сравнительное исследование осознанности чтения младших школьников «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) является одним из самых надежных исследований. Это мониторинговое исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Международное исследование PIRLS оценивает уровень читательской грамотности учащихся, завершающих свой четвертый год обучения в школе, для России это совпадает с концом обучения в начальной школе. 

Читательская грамотность в исследовании определяется как способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида. На основе разнообразных текстов, читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах, а также для удовольствия. 

Международная концепция грамотности чтения выделяет две цели чтения: чтение для собственного удовольствия и чтение для приобретения информации. В соответствии с этим PIRLS исследует уровень понимания как художественных, так и научно-популярных текстов. В процессе чтения художественных и информационных текстов оцениваются четыре группы читательских умений: нахождение информации, заданной в явном виде; формулирование выводов; интерпретация и обобщение информации; анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры. 

Исследование проводится циклично - один раз в пять лет. К настоящему времени полностью завершено три цикла: в 2001, 2006 и 2011 годах. Весной 2016 года прошло исследование в рамках четвертого цикла, в настоящее время идет обработка данных. Результаты исследования, проведенного в 2016 году, будут опубликованы в декабре 2017 года.

Российские выпускники начальной школы дважды, в 2006 и 2011 годах, продемонстрировали самые высокие показатели в исследовании PIRLS среди 44 стран-участниц. Россия вместе с Гонконгом, Финляндией и Сингапуром в 2011 году составила группу самых успешных стран; средний балл российских выпускников начальной школы равен 568 баллам по международной шкале, разница с результатами Гонконга, Финляндии и Сингапура минимальна и не является статистически значимой, а результат российских школьников в сравнении с результатами остальных стран-участниц исследования статистически значимо выше. 

В качестве основных причин успеха российских школьников в овладении осознанным чтением можно назвать следующие:

  • признание ценности работы над читательской грамотностью учащихся младших классов в обществе в целом и среди педагогической и родительской общественности в частности;
  • качественные программы начального образования, в том числе и в рамках стандартов 2004 и 2009 годов;
  • продуманная методика обучения чтению;
  • наличие качественных учебников;
  • высокий уровень профессионализма педагогов;
  • успешная работа с учащимися, испытывающими трудности с чтением;
  • высокая внешняя мотивация к чтению со стороны семьи и общества;
  • хороший уровень дошкольной подготовки;
  • участие родителей в подготовке своих детей к овладению чтением.

Актуальность качественного анализа выполнения российскими выпускниками начальной школы заданий исследования PIRLS связана с необходимостью зафиксировать как достоинства российской методики обучения осознанному чтению в начальной школе, так и ее недостатки, что позволит наметить пути совершенствования обучения осознанному чтению в начальной школе.

 

Материал взят с сайта Рособрнадзора

У Вас недостаточно прав для комментирования