Центр оценки качества образования

Министерство образования и науки Чеченской Республики

2023

3168065s 96011111

 

Региональная система учительского роста. Статья республиканской газеты «Хьехархо»

2017 01 26 17.35.43


        В прошлом номере «Хьехархо» в статье «ФГОС: требования, цели и задачи» был упомянут педагогический эксперимент, который на базе школ Гудермесского района ЧР проводит Центр оценки качества образования. Более подробно рассказать об идее возникновения, содержании и методах осуществления региональной системы учительского роста мы попросили директора ЦОКО Шахруди Бечиева.

        – В конце 2015 года Президент РФ В.Путин дал поручение правительству разработать новую национальную систему учительского роста (НСУР), которая бы позволила учителю в процессе его педагогической деятельности постоянно повышать свой профессиональный уровень. В рамках этого поручения в апреле-мае 2016 года Минобразования РФ провело Всероссийское исследование компетентности учителей русского языка и математики, в котором приняли участие и учителя школ республики. Результаты исследования показали наличие существенных проблем в области предметной подготовки наших учителей: учителя русского языка смогли выполнить предложенные задания только на 38%, а учителя математики всего на 32%.

        Исходя из анализа этого и проведенных ранее других исследований – ЕГЭ для учителей, исследования уровня предметной компетенции учителей начальной школы, осознавая актуальность проблемы, нашим центром была разработана региональная система учительского роста (РСУР). Под нее программно-техническим отделом ЦОКО была написана программа, без которой невозможно было бы техническое осуществление столь масштабного проекта.

        Выбрав основным моментом приложения сил предметную составляющую компетенции учителя, мы начали эту работу с учителями русского языка и математики всех школ Гудермесского района. Прежде чем внедрять проект во всей республике, на примере одного района мы хотели апробировать все наши наработки, проверить мотивационные механизмы, порядок проведения. В основе этого проекта лежит идея непрерывного профессионального роста учителя в трех составляющих предметно-методической компетентности: знание предмета, владение методикой преподавания предмета, знание психологии и возрастной физиологии школьника.

        Любая работа строится на каком-то основополагающем принципе, в нашем эксперименте мы исходили из принципа посильности, системности и последовательности. Посильность подразумевает, что каждый учитель выберет ту точку, с которой он начнет обучение, и темп движения его профессионального роста будет индивидуальным.

        Системность и последовательность реализуются в том, что никто не переходит в следующий этап, пока полностью не сформировано знание предыдущего этапа.

Все содержание предмета разбито на определенные крупные блоки – осваиваешь текущий блок, переходишь к следующему, не осваиваешь, работаешь до тех пор, пока не сможешь выполнить задания текущего блока. Внутри каждого крупного блока есть разделы, которые, в свою очередь, разбиты на еще более мелкие темы. Каждой теме соответствует одно или несколько заданий диагностической работы. Например, один из крупных блоков в русском языке, который мы диагностировали у учителей, назывался «Орфография».

        ЦОКО разработал материалы по этому разделу и провел диагностику всех учителей русского языка. Полученный после диагностики материал был проанализирован таким образом, что было сразу видно, что у определенного учителя проблема не просто в каком-то разделе орфографии, а именно, например, в правописании «не» слитно или раздельно с местоимениями. Результаты диагностики заносятся в Лист предметных достижений, который выдается на руки каждому учителю. В этом листе подробно расписано, что в разделе «Орфография» учитель знает на высоком уровне (обозначается зеленым цветом), какие темы знает на допустимом уровне (желтым цветом), а в каких темах у учителя пробелы в знании (выделяется красным цветом). Таким образом, по данным этого анализа учитель получает возможность адресно и очень детально работать над актуализацией тех знаний, которые у него недостаточны. По темам, с решением которых учителя испытывают наибольшие сложности, организуется экспертное сопровождение учителей преподавателями ЧГПУ, лучшими учителями школ региона, специалистами ЦОКО.

        Примерно через месяц проводится вторая диагностика. Те учителя, у которых были какие-то затруднения по материалам раздела, повторно выполняют диагностическую работу по этому же разделу. Те же, кто выполнил работу успешно, переходят к следующему разделу, например, «Пунктуация». Надо заметить, что для каждой диагностики, а она проводится каждый месяц, составляются новые проверочные материалы. Результаты всех диагностических исследований заносятся в Лист предметных достижений педагога, чтобы можно было видеть не только текущие результаты, но и динамику предметной компетентности.

        Хотим обратить внимание на то, что это исследование анонимное, все участники зашифрованы, никто, кроме специалистов ЦОКО и самого педагога, не знает о результатах исследования, т.е. здесь никому не придется краснеть или стыдиться за какие-то свои промахи или ошибки.

        Проект реализуется уже пять месяцев, в ходе проекта вносятся некоторые изменения в регламенты, совершенствуются диагностические материалы, формы подготовки и самоподготовки учителей – все это призвано улучшить проект, сделать его более привлекательным для участников, повысить результативность.

        В следующем номере читателю будут представлены промежуточные результаты эксперимента РСУР в школах Гудермесского района. 

У Вас недостаточно прав для комментирования